Дети в 3 месяца как видят: Как видит мир ребенок до года

Содержание

10 вещей, которые видит новорожденный ребенок

Мамы обычно замирают от восторга, когда впервые встречают глазами взгляд новорожденного ребенка. Кажется, он полон глубины и загадки — а еще малыши видят мир совсем не так, как мы с вами. Во всяком случае, первое время.

Младенец впервые открывает глаза еще в материнской утробе — и, как и остальные органы чувств, глаза формируются задолго до рождения. Но сразу после него еще какое-то время ребенок видит мир черно-белым, притом довольно размытым. Некоторые исследователи полагают, что первые несколько дней младенцы видят мир вверх ногами, пока их зрение не адаптируется.

Зрение едва родившихся детей действительно довольно слабое, но их глаза практически сразу могут фокусироваться на самом важном — на мамином лице. За несколько недель глазные мышцы укрепляются, и острота зрения возрастает.

Итак, что нам известно об особенностях зрения новорожденных детей?

1. Размытая и нечеткая картинка

Сила зрения нарастает постепенно — считается, что стопроцентно малыш начинает видеть только ближе к году. Но это лишь одна из причин того, что новорожденный видит мир нечетким.

Мозгу младенца нужно какое-то время, чтобы научиться распознавать, классифицировать и верно интерпретировать всю визуальную информацию.

2. Фокусировка на материнской груди

Удивительно, насколько мудро мы устроены. Зрение малыша изначально довольно слабое — поэтому в течение беременности сосок становится темнее. Выделяющиеся в организме женщины гормоны отвечают за эту перемену — и в результате младенцу лучше видно этот источник питания — так эволюционно решается вопрос его выживания.

3. Младенческое косоглазие

Иногда родители сомневаются, что их новорожденные дети вообще способны увидеть хоть что-то: глаза большинства из них в первые месяцы жизни порой смотрят в разные стороны. Мышцам глаз нужно время, чтобы как следует окрепнуть и научиться работать синхронно.

Считается, что в норме на это уходит примерно от трех месяцев до полугода — если же малыш и дальше продолжает косить одним или обоими глазами, лучше сообщить об этом педиатру. Возможно, речь идет о «синдроме ленивого глаза», или о другой проблеме, которую чаще всего можно решить мягкой терапией.

4. Внимание к крупным контрастным рисункам

Мелкие детали различных вещей пока недоступны для анализа мозгом младенца, а вот крупные и контрастные рисунки или предметы он может разглядывать с явным удовольствием. Этим пользуются сторонники методик раннего развития — детям действительно нравится смотреть на черно-белые простые картинки.

Никому точно не известно, в какой момент младенец начинает различать цвета и оттенки, и что конкретно он воспринимает в качестве собственно информации, которая изображена на картинке — но черно-белые или двух-трехцветные картинки способны заинтересовать совсем маленьких детей быстрее полноцветных.

5. Реакция на свет

Установлено, что дети различают свет и темноту еще внутри материнской утробы — так что нет ничего удивительного, что новорожденный реагирует на свет. По этой причине педиатры советуют перекладывать ребенка в разные стороны, чтобы мышцы шеи не фиксировались в одном положении, когда малыш поворачивает голову в сторону источника света.

Мамам бывает удобнее наладить спокойный сон малыша, используя эту особенность зрения — в темноте дети, как и взрослые, засыпают лучше и спят дольше. Поэтому хорошо, если в комнате новорожденного будут плотные шторы.

6. Взгляд в глаза

Практически с самого рождения малыш смотрит маме и другим членам семьи прямо в глаза. Причина, вероятно, заключается в том, что глаза гораздо темнее и контрастнее других частей лица.

7. Волосы и борода у папы или дедушки

По этой же причине — яркость и контрастность — живой интерес младенца вызывают волосы, папина или дедушкина борода и усы. Очень быстро малыш понимает, что может дотянуться до них руками — и с удовольствием этим пользуется.

8. Узнавание других членов семьи

Просто восхитительно, как быстро дети начинают различать и узнавать других членов семьи и по-разному на них реагировать. Запах и голос мамы младенец начинает выделять еще до рождения — а через какое-то время после появления на свет он умеет соотносить звук голоса, характерный запах и визуальный образ папы, сестер и братьев и даже домашних животных, если они есть в доме.

9. Реакция на движение

Малыш может довольно долго лежать с безучастным видом, глядя в белый потолок, но реакция на движение проявляется очень быстро, в первые же недели жизни. Периферийным зрением младенец замечает, когда кто-то проходит мимо, он реагирует на смену картинок в телефоне или на экране телевизора, да и покачивание погремушки или яркой игрушки может привлечь его внимание. Примерно к трем месяцам ребенок начинает тянуться ручками к движущемуся объекту — у некоторых детей это происходит немного раньше или позже.

Если к наступлению полугодовалого возраста ребенок никак не проявляет интереса и не пытается дотянуться до игрушки, стоит сказать об этом педиатру. Возможно, потребуются некоторые корректирующие занятия после дополнительных обследований.

10. Копирование эмоций

Малыш может изучать лицо мамы с очень серьезным и задумчивым видом, но уже в месяц-полтора он способен осознанно отвечать улыбкой на улыбку и начинать тревожиться при виде негативных эмоций. Родителям часто кажется, что ребенок ничего не понимает — но на самом деле он воспринимает информацию всеми своими органами чувств. Грустное лицо в сочетании с громким раздраженным или рассерженным голосом могут вызвать его искреннее неудовольствие или испуг. Порой причина безутешного плача малыша заключается как раз в том, что он скопировал чужие отрицательные эмоции — и именно поэтому детские психологи говорят о важности душевного настроя и психологического равновесия молодой мамы.


— поделитесь с друзьями!


Читать дальше

Развитие ребенка в 3 месяца

Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку — он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.

 

С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?» Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин — ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.

Развитие 3 месячного ребенка

К окончанию 3-го месяца жизни малыша он должен уметь:

— лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;

— провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.

Возможно, также, ваш малыш будет уметь:

— смеяться и визжать от восторга;

— лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;

— твердо держать голову в вертикальном положении;

— лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

— держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

— переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;

— произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.

Режим дня 3 месячного ребенка

К трем месяцам большинство детей устанавливают для себя достаточно строгий дневной режим. Обычно это происходит так: ребенок просыпается примерно в одно и то же время каждое утро, ест, бодрствует какое-то время, засыпает, просыпается для полдника, за которым следует очередной сон, ест, а затем в течение второй половины дня достаточно долго бодрствует и заканчивает день едой и сном. Если сон продолжается до того времени, когда родители сами собираются ложиться спать, его можно разбудить примерно в 11 вечера и покормить. Затем ребенок может проспать до раннего утра, ведь дети в таком возрасте уже способны спать непрерывно по 6 часов, а иногда и больше.

Однако многие дети не приспосабливаются к какому-либо расписанию даже по прошествии 3 месяцев. Тогда вы можете попытаться сделать его жизнь более организованной. Купание, кормление и сон должны каждый день происходить примерно в одно и то же время. Попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями, поговорив с ребенком или поиграв с ним, прежде чем дать ему грудь или бутылочку. Его частые требования пищи могут быть скорее связаны со скукой: он уже не новорожденный и потому нуждается в более активном поведении.

Ночное кормление 3х месячного ребенка

Хотя некоторые дети к 3 месяцам уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.

Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпустить воздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока не почувствуете, что он съел достаточно.

Убедитесь в том, что ваш ребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.

Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь  успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.

Развивающие занятия с 3 месячным ребенком

Не следует забывать о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию — будь то импульсы от кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста, или сигналы от вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу.

Общение с представителями «самой гуманной профессии» в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации — и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций — дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другой стороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседовать с опытным специалистом.

Общение с педиатром может потребоваться не только по поводу вакцинации — у трехмесячных детей, к сожалению, довольно часто встречаются проблемы. «Классическая троица» — диатезы, рахит и кишечные колики — довольно часто побуждает родителей искать оптимальные пути борьбы с нею.

В любом случае, родителям не стоит паниковать, ведь квалифицированные специалисты всегда готовы оказать помощь, а здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.

 

Мир глазами младенца: что и как видят малыши

Фото: lori.ru

Взрослый человек почти 80% информации получает благодаря зрению. Новорожденный в этом плане ничуть не отстает, кроме того, внимательно смотря на мир, он развивается физически, умственно и эмоционально. Мамы стараются ловить взгляд крохи, им интересно знать, как развиваются его глазки, когда он начинает различать лица и, самое главное, почему им все время кажется, что ребенок немного косит…

На наши вопросы ответил детский офтальмолог, академик АМТН РФ, доктор медицинских наук, руководитель детских глазных клиник «Ясный взор» Игорь Эрикович Азнаурян.

– Когда новорожденный начинает что-то видеть?

– Если малыш родился в срок и его глазная система сформирована правильно, как и та часть головного мозга, которая отвечает за работу зрительных анализаторов – то он видит сразу после рождения. Конечно, только что родившийся малыш видит откровенно плохо – не больше 4-5% от того, что видит взрослый человек с хорошим зрением. 

Зрительная система – самая сложная в организме. Об этом свидетельствует тот факт, что 40% активности мозга приходится на управление зрительной системой (и у взрослых и у новорожденных).

Это интересно!

Если сравнивать зрительную систему с компьютером, то глаза у нас – видеокамеры, а вот серверы, видеокарты и монитор находятся в головном мозге. Зрительная система начинает работать тогда, когда в мозг начинают поступать импульсы, т.е. с первого момента, когда кроха открыл глаза.

– А что именно ребенок видит?

Фото: lori.ru

– Как я уже сказал, 4-5% зрения дают возможность малышу видеть все предметы очень нечетко, как бы в тумане, причем крупные предметы выделяются на общем фоне. Первые два-три месяца ребенок видит те предметы, которые находятся близко от него – на расстоянии не больше 20-25 см. Поэтому лицо мамы в момент кормления, которое находится как раз в области видимости, запоминается очень быстро. Хотя кроха узнает ее прежде всего по запаху, по звуку биения сердца, по той чувствительности, которые во взрослом состоянии теряются безвозвратно.

К концу первого месяца жизни малыш видит немного дальше – на расстоянии 30 см, он умеет следить за предметом, различать силуэты, причем на расстоянии до 1 метра. В полтора месяца кроха отличает круглые объемные предметы, например, шар. К трем месяцам ребенок способен различать лицо не только мамы, но и тех, кто находится с ним в постоянном контакте – папы, бабушки, няни.

К четырем месяцам малыш различает движущиеся игрушки, а к полугоду начинает четко видеть мелкие предметы. А к одному году он видит почти как взрослый человек, хотя зрение развивается еще несколько лет, примерно до 3-4 лет.

В самую первую неделю жизни ребенок не может останавливать взгляд на предмете более чем на 3-4 секунды, а через четыре месяца взгляд уже уверенно фокусируется на чем-то, что его заинтересовало. А вот картинку в целом он не воспринимает примерно до 1 года.

Это интересно!

– А когда малыш начинает различать цвета?

– Поначалу он не воспринимает одинаково яркие цвета, это умение придет к  2,5 месяцам. Основные цвета ребенок различает примерно к 5-му месяцу жизни. Оттенки – гораздо позже.

Надо ли налаживать с ребенком зрительный контакт?

– Конечно! Ваша мимика и улыбка очень помогут в этом. Лучше всего, как говорилось выше, если ваше лицо находится на расстоянии не более 20-25 см от глаз ребенка. Ну и поговорите с крохой – негромко, спокойно, с ласковой интонацией.

– На что малыш больше любит смотреть?

– Безусловно, на маму – ее лицо самое прекрасное для него. А также на игрушки ярких цветов, особенно на черно-белые геометрические узоры, фигуры. Если близкие ему взрослые резко меняют внешний облик, он может отвернуться и даже расплакаться.

– На что нужно обратить внимание родителям, чтобы не пропустить признаки болезней глаз?

–  Я не буду говорить о банальных случаях конъюнктивита. Но надо внимательно отнестись к возможным проблемам со зрением в том случае, если кроха в группе риска: он родился недоношенным или у него отягощена наследственность, т.е. если кто-то из родителей или оба сразу имеют близорукость, косоглазие, дальнозоркость, астигматизм.

Но даже если родители в плане зрения здоровы, то насторожитесь, если кроха ведет себя неадекватно, когда, например, вы вошли в комнату и включили свет, а не спящий малыш, вместо того, чтобы дернуться и зажмурится, лежит спокойно, не реагирует на свет. Или если он в 1-1,5 месяцев не видит мать, которая отошла от него на расстояние около метра и плачет. Если глазки начинают «бегать», малыш не может сфокусировать взгляд на чем-то одном.

– Бытует мнение, что все дети рождаются с косоглазием, а потом это проходит.

Фото: lori.ru

– Ничего подобного! Просто у новорожденных глаза близко посажены, плюс широкая переносица, т.е. лицевой скелет еще не сформирован. Со временем, к 6 месяцам, все выправляется и создается впечатление, что косоглазие ушло. А вот если у малыша один глаз смотрит прямо, а второй «уходит» вверх, вниз, право или влево, то это реальное косоглазие и надо идти к врачу.

– Нужен именно детский офтальмолог?

– Да, обязательно. У нас в стране, к сожалению, таких специалистов очень мало. А зря – ведь врач должен учитывать все нюансы детского организма, знать по месяцам этапы развития и быть опытным именно в работе с детьми.

Также читайте о 7-ми удивительных навыках маленьких детей

Как видят мир дети от рождения и до года (ФОТО)

9 февраля 2017 16:00

Медики давно выяснили, что человеческие малыши, даже рожденные совершенно здоровенькими, появляются на свет немного… недоношенными. Это отражается и на способности деток видеть. Существует миф, что новорожденные видят все вверх ногами. Это не так. На самом деле, малыши в первые месяцы видят окружающий мир немного размытым, а полностью зрение формируется только к двум годам. Именно тогда малыш начинает видеть мир как мы, взрослые.

Читайте такжеДети до года: нормы роста и прибавки веса (таблица)

В течение первого месяца все для малыша видится мир большим серым пятном, а лицо склонившейся мамы только к концу первого месяца кажется крохе просто смайликом, на котором проявляются глаза и рот.

Спустя месяц кроха уже может различать силуэт мамы.

В 2 месяца малыш может видеть, пусть и размыто, предметы вдалеке, на расстоянии 2-3 метров от него.

3-месячный малыш видит лица достаточно четко, а свои ручки и пальчики различает отлично – поэтому с удовольствием подносит к глазкам и ротику.

В 4 месяца мир для крохи приобретает краски. Отдаленные предметы становятся все более четкими.

Для 5-месячного непоседы картинка еще более четкая.

В полгода малыш способен хорошо видеть и близкие, и отдаленные предметы.

В 7 месяцев цвета вокруг для крохи становятся еще более яркими.

Для 8-месячного малыша теперь ясно – где свои, а где чужие люди. Детки в этом возрасте начинают плакать, если оказались на ручках у незнакомца. Или если папа вдруг склонился над кроваткой в незнакомой шапке.

9 месяцев – еще более четкая картинка и яркие краски.

10-месячный малыш улавливает все больше цветовых оттенков.

В 11 месяцев детки отслеживают форму и цвета в динамике – они начинают с удовольствием смотреть динамичные картинки на экране телевизора, планшета, телефона.

12 месяцев – не идеально, но близко к этому.

Как распознать, что ребенок плохо видит?

Параллельно с «возвращением в школу» наши офтальмологи напоминают, что зрение является одним из самых влиятельных факторов успешной учебы наших детей в школе. «Дети воспринимают 80-90% информации об окружающей их среде через глаза, поэтому плохо скорректированная острота зрения или ненормальные движения глаз могут вызвать значительные задержки в обучении», — объясняет доктор Хосе Виза, офтальмолог отделения детской офтальмологии Института глазной микрохирургии. Следовательно, очень важно быть в курсе определенных зрительных симптомов.

Показатели, свидетельствующие что ребенок плохо видит.

Сведения, которые могут указывать на то, что у нашего ребенка есть проблемы со зрением, зависят от возраста. «У детей до возраста 1 года одним из важнейших признаков является отсутствие интереса к тому, чтобы собирать игрушки или предметы, а также то, что малыши избегают смотреть на лица своих родителей», — объясняет доктор Виза. Однако, начиная с этого возраста, есть и другие симптомы, которые вызывают беспокойство. «Дома мы должны смотреть, например, если они подходят к телевизору или другим экранам, чтобы лучше видеть, если они теряют привычку читать или также головные боли в конце дня.

«Ребенок — это не маленький взрослый». Любая проблема со зрением, которая не была устранена до 7 лет, может быть необратимо продлена до взрослого возраста».

Доктор Хосе Виза, специалист по детской офтальмологии.

 

Детские офтальмологи могут осматривать и обследовать детей любого возраста на наличие дефектов зрения.

Кроме того, чтобы быть внимательным к этим признакам, важно проводить регулярные офтальмологические осмотры с 3-4 лет, чтобы исключить любые отклонения.

Начало нового учебного года — хорошее время для проведения полного офтальмологического обследования самых маленьких, чье зрение находится в процессе формирования в течение первого десятилетия жизни. «Острота зрения развивается от рождения до 7 лет. С этого возраста любая проблема, которая у вас не лечится, например, ленивый глаз, может стать хронической и необратимой во взрослой жизни».

При каком возрасте рекомендуется обследование детей?

При каком возрасте рекомендуется обследование детей?

В возрасте от 3 до 10 лет рекомендуется ежегодное обследование.

В возрасте от 10 до 16 лет желательно проводить его каждые два года.

В конечном итоге, еще одна рекомендация наших специалистов, во времена Covid-19 (более активное использование экранов и мобильных устройств, проведение онлайн-классов и т.д.) — это интенсивное занятие активным отдыхом на природе и спортом. Это благотворно влияет на улучшение зрения и общего состояния здоровья детей.

Как у новорожденных детей формируется зрение

Глаза ребенка начинают развиваться еще в утробе матери, на третьей неделе беременности. Активное формирование зрительного аппарата продолжается в течение нескольких лет после рождения. В этот период важно обращать внимание на зрение ребенка, знать стадии его развития, регулярно посещать окулиста для проверки. Расскажем об этом подробнее.

Правильно формирование зрительного аппарата имеет важное значение для полноценного психического развития малыша, ведь глаза связаны с другими органами чувств. При плохом зрении ребенок будет отставать в учебе, испытает трудности с активными занятиями (спорт, подвижные игры), поэтому хорошее зрение не только помогает познавать окружающий мир, но и способствует полноценному развитию ребенка.

Устранить большинство проблем со зрением можно в раннем детском возрасте: чем позже будет выявлена патология, тем трудней она поддается корректировке и лечению. Очень важно в начальный период жизни малыша держать этот аспект под контролем. Родители новорожденных детей должны знать основные этапы формирования зрительного аппарата ребенка.

Зрение у новорожденных детей в первые дни жизни

Как видит малыш в первые дни своей жизни? Конечно же, совсем не так, как взрослый. Дело в том, что глазное яблоко у него еще имеет приплюснутую форму и продолжает активный рост, сетчатка полностью не сформирована, а желтое пятно, отвечающее за остроту центрального зрения, и вовсе отсутствует. Младенец пока не способен видеть четко и объемно, сосредотачивать взгляд на предметах, оценивать зрительные образы. А какие функции ему доступны?

Сразу после рождения на малыша обрушивается огромное количество зрительных стимулов: из темноты он попадает в яркий окружающий мир. Но зрение новорожденных в первые дни жизни еще очень несовершенное. Дети в это время имеют младенческое косоглазие, которое должно пройти через определенное время (об этом мы поговорим ниже). Глаза ребенка смотрят немного в разных направлениях или сведены к носу, так как цилиарные мышцы еще слабые и их движения не согласованы.

В первые дни жизни младенцы воспринимают черно-белое изображение, а цвета для них пока еще неразличимы. Первый цвет, который ребенок начинает отличать — красный, так как он имеет самую длинную в спектре длину волны 620-780 нм. Поэтому первые игрушки и погремушки рекомендуют покупать именно красного цвета.

Не рекомендуется также полностью выключать свет в комнате, где спит малыш. Лучше оставить работающий светильник. Ребенок, проснувшись, начнет искать глазами источник света, что, во-первых, успокоит его, а во-вторых, будет способствовать развитию глазодвигательных мышц.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

• 1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним. Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения.

• 2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.

Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра. Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам. Рекомендуется также носить ребенка по квартире, показывать предметы и называть их. Кроха также распознает лица близких людей, которые видит постоянно.

• 4-6 месяцев: хватай, а то убежит!

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.

4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

• 7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения). В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Бинокулярное зрение новорожденных детей

Бинокулярность — свойство зрения, при котором изображение на обоих сетчатках соединяется в одну объемную картинку. Бинокулярное зрение также помогает определять форму предметов, расстояние до них или между ними. При его отсутствии по какой-либо причине у ребенка развиваются патологии: косоглазие, амблиопия, близорукость и другие.

В период до года происходит активное освоение ближнего пространства — важный этап развития бинокулярного зрения. В два-три месяца младенец еще видит предметы в двух измерениях (ширина и высота), но осязание помогает ему дополнять их объемом (прибавляя глубину). Ребенок получает первое представление об объемности предметов.

На 4-5 месяце жизни развивается хватательный рефлекс, при этом направление движения определяется верно, а вот с оценкой расстояния до предмета еще существуют трудности. Также малыш не способен оценить объем в полной мере: он пытается схватить ручками солнечные блики или движущиеся тени.

После полугода начинается освоение дальнего пространства. Осязательный рефлекс заменяет активное ползание, а после 10 месяцев — ходьба. При этом ребенок учится оценивать расстояния до объекта, к которому он движется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть.

Бинокулярное зрение у новорожденных детей сразу после появления на свет еще отсутствует из-за несформированного полностью глазного аппарата. А вот в 6-8 недель он уже должен уметь фиксировать глаза на предмете, в 3-4 месяца это должно стать нормой. Родителям стоит обратить на это особое внимание.

Цветное зрение на первом году жизни

Цветное зрение формируется благодаря колбочкам — специальным цветовым рецепторам в глазах. Они воспринимают волны спектра определенной длины, а мозг интерпретирует эти сигналы. Клетки мозга младенцев начинают преобразовывать эти сигналы примерно к двум месяцам. Сначала дети способны воспринимать красный, желтый, ярко-зеленый цвета — те, что обладают более длинной волной. Лишь позже к полугоду, младенец отличает синий цвет. Расстройства, связанные с отсутствием цветного зрения, выявить можно лишь тогда, когда малыш научится понимать значения слов и сможет показать пальчиком, где красный, а где зеленый цвет. Вообще у детей до года существует четыре категории цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Такие оттенки, как розовый или фиолетовый, они начинают понимать с развитием речи.

Что нужно делать, чтобы помочь правильному формированию зрения у новорожденных?

В период активного формирования зрительного аппарата до года жизни ребенка следует правильно оформить его детскую комнатку. Не стоит клеить слишком пестрые обои. Лучше на нейтральном фоне расположить яркие предметы разных цветов и размера, из разных материалов. Это могут быть и покупные игрушки, и самодельные, либо какой-то бытовой предмет, важно, чтобы он не причинил ребенку вреда. Исследуя различные по форме и материалу объекты, малыш формирует стереоскопическое зрение, свое представление об окружающем мире.

Не следует также заваливать кроху множеством игрушек одновременно. Пусть их будет несколько, а когда он станет утрачивать к ним интерес, замените на другие. При множестве предметов ребенок будет хватать то один, то другой, не исследуя досконально и постоянно отвлекаясь.

Как определить нарушения в развитии зрения у новорожденных?

Самый первый осмотр глазок малыша проводится еще в роддоме на предмет врожденных заболеваний, затем необходимо проводить профилактические осмотры в 1 месяц, 3 месяца, полгода и год. При этом в процессе роста следует обращать внимание на определенные факторы.

• зрачки разного диаметра;

• не сужаются зрачки при ярком свете;

• ребенок не фиксирует взгляд на предмете после 2 месяцев;

• после 3 месяцев не проходит косоглазие;

• частое слезотечение или мутный зрачок.

Всё это причины для срочного внепланового посещения окулиста, они могут быть признаками опасных патологий. Если в семье имеются наследственные глазные заболевания или мама перенесла какую-либо серьезную болезнь во время беременности, то в этом случае нужно проявлять особую внимательность. Некоторые заболевания родители распознать не в силах, например, ретинобластому (опухоль сетчатки), а когда почувствуют неладное, может быть уже поздно.

Ранняя профилактика правильного развития зрительного аппарата у детей

Формирование глаз малыша начинается задолго до его рождения. 3-12 неделя — самый важный период внутриутробного развития, в это время происходит закладка самых важных жизненных органов и систем, и маленький человечек очень восприимчив к разрушающим действиям. Инфекционное заболевание матери, курение, алкоголь, прием опасных лекарственных препаратов, вредное питание могут привести к неблагоприятным последствиям. Нарушения в формировании органов зрения могут быть вызваны недостатком витамина А (слепота), избыточным введением сахароснижающих препаратов (недоразвитие зрительного нерва, врожденная катаракта). Даже прием аспирина может спровоцировать глазные патологии. Будущим мамам нужно быть особенно внимательным к своему здоровью.

Приходите на диагностику в КазНИИ глазных болезней по адресу: Алматы, улица Толе би, 95а (угол улицы Байтурсынова).
Телефон: +7 (775) 007 01 00; +7 (727) 279 54 36

10 интересных фактов о малышах

Мы выбрали ряд интересных фактов, которые будут полезны для всех и помогут понять особенности новорожденных, младенцев.


 1.    Взаимодействие ребенка и матери


Зарубежное медицинское исследование показало, что если во время беременности мать заболевает или страдает от повреждения определенного органа, ребенок из утробы матери посылает стволовые клетки, которые восстанавливают нужный орган.


2.    Вкусовые рецепторы


У новорожденного в три раза больше вкусовых рецепторов, чем у среднестатистического взрослого человека.


3.    Зрение ребенка


Зрение это наименее развитое чувство новорожденного. Новорожденные детки могут хорошо видеть только на расстояние всего 20-35 см. В возрасте три месяца лучше всего они видят с помощью периферического зрения. Дети также могут испытывать трудности в различении цветовых тонов.


 4.    Новорожденный ребенок не видит синего цвета


Не менее интересный вопрос, различает ли новорожденный ребенок цвета. В первое время малыш, в основном, видит все в серых тонах и достаточно размыто. Но по утверждению многих ученых, он все же отличает ярко красный цвет и блестящие предметы. Со временем к красному цвету добавляется желтый, а после 2-3 месяцев он уже начинает различать синий и зеленый цвета.


 5. В обучении легче удается тем малышам, которые много ползают


Врачи-педиатры отмечают, что такой способ передвижения очень полезен для ребенка. При ползании малыш развивается физически, у него укрепляются почти все мышцы, особенно плечевого пояса, рук, позвоночного отдела, улучшается координация движений. Начинают работать мышцы, которые до начала ползания были мало задействованы или вообще не включены в работу. Этот вид передвижения служит подготовкой к следующему этапу – ходьбе, ведь у малыша укрепляются мышцы, необходимые для поддержания тела в вертикальном положении.


 6. Немецкие дети являются наиболее технологически развитыми детьми в мире. 


Как минимум два мобильных телефона успевает изменить немецкий девятилетний ребенок за свою жизнь.


 7. Коленные чашечки отсутствуют у детей до трехлетнего возраста


На самом деле, у новорожденных отсутствуют коленные чашечки, а на их месте прослеживаются лишь неясные и несформированные пятна.


Причина этого проста: все кости и хрящи ребенка формируются и затвердевают в течение долгого времени после рождения. Окончательно формирование коленных суставов происходит в промежуток между тремя и пятью годами. В любом случае, отсутствие жесткой коленной чашечки в раннем возрасте — это хорошо. Так малыши надежнее защищены от травм в процессе ползания или при случайном падении.

8. Младенцы не могут распознавать вкус соли

Младенцы рождаются с хорошо развитыми вкусовыми рецепторами, однако первые месяцы жизни они не могут распознавать соль. Исследования показывают, что первые ощущения соленого вкуса к малышам приходят только в четырехмесячном возрасте. Все другие вкусы: сладкий, кислый, горький — новорожденные умеют хорошо распознавать. Таким образом, природа постаралась защитить малышей от случайной попытки проглотить посторонние вещества.


 9. Дети плачут без слез


Это связано с тем, что слезные мешки и проходы еще не развиты окончательно. Слезы и слюни у ребенка появляются в возрасте двух месяцев. А в 3 месяца могут прорезаться первые зубки. Только несколько малышей из многих могут родиться с зубами, которые вскоре спадают.


10. Почти все дети рождаются голубоглазыми


У взрослых цвет глаз формируется намного позже. Поэтому не стоит переживать, что ребенок не похож на вас цветом глаз. С возрастом поменяется не только цвет глаз, но и, возможно, форма лица и даже цвет волос.

Эмоциональное и социальное развитие младенцев: от рождения до трех месяцев

К двум месяцам ваш ребенок будет проводить большую часть каждого дня, наблюдая и слушая окружающих его людей. Она узнает, что они будут развлекать и успокаивать ее, кормить и устраивать. В течение первого месяца она будет экспериментировать с примитивными ухмылками и гримасами. Затем, в течение второго месяца, эти движения превратятся в настоящие сигналы удовольствия и дружелюбия.

Первая настоящая улыбка вашего ребенка

Если вы испытали первую настоящую улыбку вашего ребенка, то вы знаете, что это важный поворотный момент для вас обоих.Все бессонные ночи и беспорядочные дни этих первых недель внезапно кажутся стоящими, и вы сделаете все, что в ваших силах, чтобы улыбки продолжались.

Со своей стороны, ваш ребенок внезапно обнаружит, что, просто двигая губами, он может «разговаривать» с вами. Улыбка также даст ей другой способ, помимо плача, выразить свои потребности и контролировать то, что с ней происходит. Чем больше она увлечена вами, вашими улыбками и остальным миром вокруг нее, тем быстрее развивается ее мозг и тем больше она будет отвлекаться от внутренних ощущений (голод, газ, усталость), которые когда-то сильно влияли на ее поведение. .Ее растущая социализация является еще одним доказательством того, что она наслаждается этим новым опытом и ценит его. Расширение ее мира с помощью этого опыта весело для вас обоих и важно для ее общего развития.

Сначала может показаться, что ваш ребенок улыбается мимо вас, не встречая вашего взгляда, но не позволяйте этому беспокоить вас. Отвод от вас дает ей некоторый контроль и защищает ее от подавленности. Это ее способ запечатлеть общую картину, не будучи «пойманным» вашими глазами. Таким образом, она сможет уделять одинаковое внимание вашему выражению лица, вашему голосу, теплу вашего тела и тому, как вы держите ее.

Знакомство друг с другом

По мере того, как вы узнаете друг друга, она будет постепенно задерживать ваш взгляд все дольше и дольше, и вы найдете способы повысить ее терпимость — возможно, удерживая ее на определенном расстоянии, приспосабливая уровень вашего голоса или изменение вашего выражения.

К трем месяцам ваш ребенок будет мастером «улыбки». Иногда она начинает «разговор» с широкой улыбки и булькает, чтобы привлечь ваше внимание. В других случаях она будет поджидать вас, наблюдая за вашим лицом, пока вы не улыбнетесь первой, прежде чем улыбнуться ей в ответ.Все ее тело будет участвовать. Ее руки широко раскроются, одна или обе руки поднимутся, а конечности будут двигаться в такт вашей речи. Ее движения лица также могут отражать ваши, особенно если вы высунете язык!

Как и взрослые, ваш младенец будет предпочитать определенных людей. И ее фаворитами, естественно, будут родители. Бабушки и дедушки или знакомые сиделки могут сначала получить нерешительную улыбку, а затем воркование и телесные разговоры. Напротив, незнакомцы могут получить не более чем любопытный взгляд или мимолетную улыбку.Такое избирательное поведение показывает, что она начинает разбираться в том, кто есть кто в ее жизни.

Примерно через три или четыре месяца она заинтригована другими детьми. Если у нее есть братья или сестры, вы увидите, как она сияет, когда они с ней разговаривают. Это увлечение детьми будет усиливаться, когда она станет старше.

Эти ранние обмены играют важную роль в ее социальном и эмоциональном развитии. Быстро и с энтузиазмом отвечая на ее улыбки и вовлекая ее в эти «разговоры», вы дадите ей понять, что она важна для вас, может доверять вам и имеет определенную степень контроля над своей жизнью.Распознавая ее сигналы, когда она «говорит», вы также продемонстрируете, что заинтересованы в ней и цените ее. Это способствует развитию у нее самооценки.

Как ваш ребенок общается с потребностями

По мере роста вашего ребенка общение будет меняться в зависимости от его потребностей и желаний. Ежедневно вы обнаружите, что у нее есть три основных уровня потребностей, каждый из которых показывает разные стороны ее личности:

  • Когда ее потребности являются неотложными — например, голод или боль — она ​​» дам вам знать.Она может делать это криком, хныканьем или отчаянным языком тела. Со временем вы научитесь распознавать эти сигналы так быстро, что обычно сможете удовлетворить ее почти до того, как она поймет, чего хочет.

  • Когда ваш ребенок мирно спит или бодрствует и развлекается, будьте уверены, что вы удовлетворили все его потребности на данный момент. Это прекрасная возможность отдохнуть или заняться другими делами. Игра сама по себе дает вам прекрасную возможность наблюдать — на расстоянии — как она развивает новые важные навыки, такие как достижение, отслеживание объектов или манипулирование руками.Эти занятия создают основу для самоуспокоения, которое поможет ей успокоиться и, в конечном итоге, уснуть всю ночь. Это особенно важные навыки, которым следует научиться для детей, у которых возникают колики или которых трудно утешить.

  • Каждый день будут периоды, когда очевидные потребности вашего ребенка удовлетворяются, но он все еще суетлив и непоследователен. Она может ныть, иметь возбужденные движения или проявлять всплески бесцельной активности между моментами спокойствия. Она, вероятно, даже не знает, чего хочет, и любой из нескольких ответов может помочь ей успокоиться.Игра, разговор, пение, качание и ходьба могут помочь. Простое изменение ее положения или разрешение ей суетиться также может быть успешной стратегией. Вы также можете обнаружить, что, хотя конкретная реакция срабатывает на мгновение, она скоро станет еще более беспокойной и потребует большего внимания. Этот цикл может продолжаться до тех пор, пока вы не дадите ей поплакать несколько минут или не отвлечете ее чем-то другим, например, выведя ее на улицу.

Какими бы трудными ни были эти заклинания, вы оба узнаете друг о друге благодаря им.Вы узнаете, как ваш ребенок любит, когда его качают, какие смешные рожицы или голоса ему больше всего нравятся и на что ему больше всего нравится смотреть. Она узнает, что делать, чтобы вызвать ваш ответ, как сильно вы будете стараться доставить ей удовольствие и в чем заключаются ваши пределы.

Заклинания плача

Однако могут быть моменты, когда вы чувствуете разочарование, даже злость, когда ваш ребенок не перестанет плакать. Лучшее, что можно сделать здесь, — это аккуратно уложить ее обратно в кроватку и сделать небольшой перерыв для себя.

Очень важно не поддаться искушению встряхнуть или ударить ребенка любым способом. Опасность тряски ребенка велика и может нанести серьезный вред вашему ребенку. Ситуации «тряски ребенка» — это одна из форм жестокого обращения с детьми, которая продолжает оставаться проблемой во всем мире.

Если проблемы с плачем остаются проблемой, обсудите это подробно со своим педиатром, который подскажет вам другие идеи, как пережить эти эпизоды. Обязательно поделитесь этими новыми методами успокоения вашего младенца со своим воспитателем, который может испытывать такое же разочарование из-за безутешного плача.

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.

Рост и развитие вашего ребенка — 3 месяца

К 3 месяцам у вашего ребенка сформировалась сильная привязанность к вам. Они ответят вам множеством улыбок и могут даже ответить вам по-своему.Худшие из слез почти закончились, и вы действительно сможете наслаждаться своим малышом, когда он вырастет в своего маленького человечка.

Ваш трехмесячный

К 3 месяцам родничок (мягкое пятно на затылке) должен закрываться. На их голове все еще будет слабое место. Может показаться, что голова вашего ребенка выросла быстрее, чем его тело. Это нормально — организм скоро наверстает упущенное.

У вас по-прежнему будет нарушаться сон по ночам, но с 3 месяцев многие дети начинают «спать до конца» (что означает, что они спят по 5 или 6 часов подряд по ночам).Но не волнуйтесь, если ваш ребенок этого не делает — все они разные.

Что умеет делать ваш ребенок?

К настоящему времени ваш ребенок начнет испытывать эмоции и общение. Они будут реагировать на разные выражения, узнавать ваш голос и искать вас, когда слышат вас. Они могут начать громко смеяться и с удивлением оглядываться вокруг — особенно на пальцы рук и ног.

Они будут улыбаться незнакомцам, но уже точно знают, кто их родители.Их мозг быстро растет, и они начнут узнавать людей не только по голосу, но и по внешнему виду и запаху.

Они будут много булькать и пытаться ответить вам, когда вы с ними разговариваете. Их осязание также становится более чувствительным, и они смогут дольше уделять внимание вещам.

С этого момента ваш ребенок начнет тянуться к предметам по мере развития мускулов в его руках и кистях. Они будут пытаться положить что-то в рот, хотя пока еще не могут хорошо координировать свои руки и глаза, долго смотрят на предметы и трясут или трясут ими.

Физически ваш ребенок будет лучше контролировать движения головы и начнет держать голову вверх, когда садится. Когда вы дадите им время на живот, вы можете заметить, что они перекатываются спереди назад, поднимают голову или поднимают грудь руками.

Они будут сильно размахивать руками и ногами ногами. Если вы будете держать их вертикально, поставив ступни на пол или на колени, они, вероятно, будут давить на ноги.

Часто, если они находятся рядом с болтающимся предметом, они бьют его сжатыми кулаками.Однако они также могут развести пальцы, чтобы схватить объект, и они будут лучше скоординированы, поэтому они могут соединить руки вместе.

Как помочь ребенку развиваться

Это время, когда закладываются основы языка. Как можно больше говорите и читайте своему малышу. Это поможет им узнать, как работает язык и как разговоры идут вперед и назад. Отвечайте ребенку словами или разными звуками, чтобы побудить его выразить себя.

Выбирайте детские книжки с большими яркими картинками.На самом деле не имеет значения, что это за слова, важен звук вашего голоса. Укажите на предметы, которые окружают вашего ребенка, и назовите им имена. Если вы живете в двуязычном доме, вы можете использовать оба языка для описания мира своему ребенку.

Вы можете помочь своему ребенку развить мышцы шеи и спины, повесив перед ним игрушку, когда он лежит на животике. Или предложите им игрушку, чтобы они научились понимать ее. Стимулируйте их осязание, поглаживая их различными материалами, такими как мех, войлок и ткань.Объятия, массаж и движение ими по воздуху — все это поможет их успокоить.

Знаки проблемы развития

Младенцы развиваются с разной скоростью. В 3 месяца поговорите со своим врачом или медсестрой по охране здоровья матери и ребенка, если:

  • К 8 неделям не улыбаются
  • Они не успокаиваются, даже ненадолго, когда вы поднимаете их, чтобы утешить
  • одна сторона их тела кажется сильнее, чем другая
  • Они все еще сжимают пальцы в кулаке
  • внезапный шум не пугает их
  • они не кормят должным образом
  • они гибкие или жесткие

Куда обратиться за помощью

Если вы обеспокоены или хотите обсудить какие-либо вопросы, связанные с развитием вашего ребенка, поговорите со своим врачом, медсестрой по охране здоровья матери или ребенка или позвоните по телефону службы беременности, родов и новорожденных по телефону 1800 882 436.

Ваш трехмесячный ребенок — The New York Times

Однако по мере приобретения новых навыков ваш ребенок также теряет старые, которые ему больше не нужны. Например, ее рефлекс испуга (или моро) начнет исчезать примерно через 3 месяца. Поскольку этот рефлекс продолжает исчезать, ваш ребенок будет лучше контролировать свое тело и сможет переворачиваться. Она также найдет новые способы общения.

К 3 месяцам плач перестанет быть основной формой общения вашего ребенка. Ваш ребенок, вероятно, учится координировать свой язык и губы, чтобы издавать воркующие звуки.По мере того, как ей приближается 4 месяца, вы можете услышать больше лепета. Эти звуки являются предшественниками языка и могут указывать на его готовность учить язык, поэтому важно реагировать на попытки вашего ребенка общаться. Ваш ответ помогает ей быстрее создавать эти новые звуки и слова.

Часто задаваемые вопросы о трехмесячных

Мой ребенок не спит дольше 3–4 часов ночью, что дает? Как правило, 3-месячный ребенок спит около 14-16 часов в день, включая дремоту, и хотя многие дети начинают спать всю ночь в 3 месяца, для детей этого возраста существует ряд нормальных моделей поведения во сне. .Однако 3 месяца — хорошее время, чтобы помочь ребенку привыкнуть ко сну. Например, купание ребенка, предложение кормления и плотное прижатие к нему — это лучший способ уложить его спать по ночам. Тем не менее, многие дети этого возраста по-прежнему испытывают проблемы со сном в течение более длительных периодов времени из-за недоношенности, веса, состояния здоровья или других факторов риска. Вы можете обсудить со своим врачом, можно ли ожидать, что ваш ребенок будет спать всю ночь.

Мой ребенок все еще очень суетлив, что мне делать? У вашего 3-месячного ребенка могут все еще быть периоды суетливости, особенно по вечерам, но суетливость должна начать уменьшаться примерно в этом возрасте. Старайтесь изо всех сил реагировать на потребности вашего ребенка. Он должен быть уверен в том, что вы будете рядом, когда вы ему понадобитесь. Однако некоторые младенцы остаются суетливыми даже после того, как вы учли их потребности. Если ваш ребенок плачет необычно долго, издает странные звуки или меняет цвет во время плача (например, синий или фиолетовый), обратитесь к педиатру, который поможет выяснить причину беспокойства.

Что такое «детский лепет»? Это нормально. использовать при разговоре с моим ребенком или это вызывает задержку речи? «Детский лепет» — это тип речи, которую можно охарактеризовать как высокую, певческую, простую, повторяющуюся или эмоционально возбужденную. «Детский лепет» излишне подчеркивает контраст между определенными слогами и звуками. Такой разговор с малышом не связан с задержкой речевого развития, и, по данным Kidshealth.org, трехмесячные дети лучше реагируют на более высокие голоса. Детский язык может иметь важное значение для развития речи ребенка, и, фактически, некоторые исследования показывают, что дети, с которыми разговаривают таким образом, могут быть лучше подготовлены к различению звуков и могут быстрее учить новые слова.

Зрение новорожденного: когда младенцы смогут увидеть?

Приятно наблюдать, как ребенок начинает исследовать мир за пределами утробы, особенно по мере того, как у него развивается зрение новорожденного. В течение первых шести месяцев жизни она начнет видеть мир в живых цветах, со все большей глубиной и ясностью, развивая совершенно новый (и определенно тающий сердце!) Уровень любопытства.

Зрение новорожденного постепенно обостряется в течение первых нескольких лет жизни, и, как и в случае с другими важными аспектами роста и развития, оно меняется и улучшается с каждым днем.Читайте дальше, чтобы узнать, как детское зрение прогрессирует с течением времени, и когда вы можете ожидать, что младенцы будут видеть предметы, лица и цвета.

Когда дети начинают видеть?

Младенцы не рождаются со знанием того, как видеть — они должны над этим работать. «Визуальная часть мозга должна« научиться »хорошо видеть», — объясняет Мелани Казлас, доктор медицины, медицинский директор отделения детской офтальмологии и лечения косоглазия в Массачусетской глазной и ушной больнице в Бостоне.

Так что же видят новорожденные вначале? По сути, размытый мир.Когда ребенок рождается, его зрение далеко не 20/20, и оно не будет идеальным в течение хороших трех-пяти лет. Зрение новорожденных начинается примерно с 20/400, говорит Кейт Лэнд, доктор медицины, педиатр из Permanente Medical Group. Это означает, что в первые несколько месяцев жизнь будет выглядеть довольно расплывчато. К тому же новорожденный может задерживать взгляд всего несколько секунд за раз.

Даже если зрение ребенка не работает на полную мощность, для него важно продолжать тренироваться. «Я люблю говорить с родителями поговорку:« Если ребенок не использует свое зрение, он потеряет зрение », — говорит Казлас.«Наличие надлежащего зрительного восприятия имеет решающее значение [с самого начала]. Любые препятствия на пути получения четкого, сфокусированного изображения в мозгу вызовут потерю зрения у ребенка, состояние, называемое амблиопией». Чтобы убедиться, что глаза ребенка в хорошей форме и что у нее работают рефлексы, ей предстоит пройти первое обследование зрения в родильном зале или в детской в ​​день ее рождения. Ваш педиатр будет продолжать обследовать и контролировать зрение ребенка при каждом посещении лечебного учреждения.

Видео по теме

Когда младенцы могут видеть цвета?

Вам придется немного подождать, пока эта особая способность сработает.Зрение новорожденного слишком слабое, чтобы различать цвета, поэтому черно-белые и высококонтрастные игрушки так хороши для маленьких детей. Но по мере того, как в течение нескольких недель после рождения у ребенка улучшается зрение, он начинает приобретать разные оттенки, особенно красный и зеленый, и вскоре сможет видеть все цвета. «Исследования показали, что младенцы реагируют на красный, зеленый, синий и желтый цвета, начиная с 3 месяцев и старше», — говорит Казлас. По данным Американской оптометрической ассоциации, пастельные цвета все еще могут показаться сложными, но ребенок будет продолжать улучшать свое зрение и примерно к 5 месяцам будет иметь хорошее цветовое зрение, хотя и не столь развитое, как у взрослых.

График развития детского зрения

Это вопрос, который беспокоит многих молодых родителей: когда дети смогут полностью видеть? Каждый младенец уникален и развивается в своем собственном темпе, но есть некоторые общие возрастные диапазоны, когда большинство младенцев достигают важных вех со зрением. Вот то, на что вам нужно обратить внимание:

Зрение новорожденного в 0-3 месяца

В первую неделю после рождения и до трех месяцев ребенок может сосредоточиться только на объектах и ​​людях, находящихся близко, на расстоянии примерно 10–12 дюймов от ее лица.«Это примерно расстояние между ребенком и любимым человеком, который держит и кормит его, что говорит о том, что люди созданы для связи», — говорит Лэнд. Если ребенок не обращает внимания на лицо родителя или не начинает следовать за движущимися объектами в это время можно посетить детского офтальмолога, чтобы определить, есть ли проблемы со зрением у новорожденного.

Примерно в возрасте 3 недель ребенок может начать задерживать взгляд немного дольше, в среднем от 10 до 12 секунд вместо нескольких.Однако не пугайтесь, если глаза вашего новорожденного скрестятся или блуждают. «В первые несколько месяцев жизни глаза ребенка могут выглядеть немного сумасшедшими, как будто они не работают слаженно», — говорит Лэнд, которому обеспокоенные родители задают много вопросов по этому поводу. переходят в течение первых восьми недель и блуждают до 4-месячного возраста.

Однако некоторые признаки могут указывать на потенциальные проблемы. Сообщите своему врачу, если вы заметили глаз или глаза ребенка:

  • Оставаться фиксированным в перекрещенном или отклоненном положении в течение длительного периода времени
  • Неоднократно порхает или ритмично движется
  • «Мерцание» или непроизвольное покачивание
  • Имеют желтый или белый отблеск (вместо обычного красного)
  • Имеют белые зрачки

По мере того, как зрение ребенка укрепляется, он начинает лучше сосредотачиваться и на более дальних расстояниях — это означает, что вместо того, чтобы просто сосредоточиться на маме, он может видеть других людей, которые тоже находятся поблизости.Будьте готовы к душераздирающим моментам, когда ребенок начнет улыбаться и отвечать вам и вашему партнеру!

Это также этап, когда ребенок начинает двигать глазами, не поворачивая головы, и использует полученные навыки для отслеживания движущихся объектов. «Изначально мозг недостаточно развит, но к 2–3 месяцам ребенок должен быть в состоянии зацикливаться на объекте и следовать за ним, когда он движется в пространстве», — говорит Лэнд. К 3 месяцам она начнет поворачивать голову и туловище, чтобы дотянуться до этих движущихся объектов, и это идеальное время, чтобы привлечь внимание ребенка с помощью простых в использовании погремушек и других сенсорных игрушек.

Детское зрение в 4-6 месяцев

Мир приобретет совершенно новый оттенок через четыре-шесть месяцев, когда ребенок сможет лучше видеть цвета и ощущать глубину. «Это когда оба глаза ребенка должны смотреть в одном направлении и работать вместе для обработки информации», — говорит Лэнд. Тревожные признаки, на которые следует обратить внимание, включают плохое визуальное поведение, например отсутствие следования за объектами или лицами; пересечение или блуждание глаз; или ненормальный красный рефлекс. В то время как диапазон зрения и координация глаз и тела ребенка будут продолжать улучшаться, к 6 месяцам четкость зрения и восприятие глубины почти полностью развиваются.

Детское зрение в 7-9 месяцев

На этом этапе зрение ребенка еще больше развивается. «Детское зрение продолжает улучшаться с точки зрения остроты и глубины зрения, а также цвета», — говорит Казлас. Помните о симптомах на более ранних стадиях, требующих медицинской помощи. «В общем, родители должны основывать свои опасения на том, как ребенок реагирует на окружающих его людей», — говорит Лэнд. Обратитесь к педиатру в любое время, когда вы беспокоитесь о развитии глаз у ребенка.

Детское зрение в 10-12 месяцев

Хотите знать, когда младенцы могут ясно видеть? Это начинает происходить примерно на этом этапе. «Клинические исследования говорят нам, что по мере того, как младенцы приближаются к своему первому дню рождения, части глаза и зрительная часть мозга становятся зрелыми, и они получают достаточно визуального опыта, чтобы их зрение приближалось к 20/20», — говорит Казлас. «Однако большинство младенцев не могут сказать нам, что они видят на стандартной диаграмме зрения, пока они не станут немного старше.”

Критический период развития зрения ребенка приходится на период от рождения до 10 лет. Чтобы с самого начала убедиться, что зрение вашего малыша здоровое, попросите детского офтальмолога оценить его в возрасте от 3 до 5 лет, если она родилась преждевременно или есть семейный анамнез проблем со зрением у ребенка (например, кому-либо нужны очки до 6 лет или повязка; ленивый глаз; или скрещенные или блуждающие глаза после 4 месяцев). По словам Казласа, это полезно сделать, даже если ваш педиатр не обнаружит никаких проблем.«Проверка зрения, проводимая медсестрой или устройством для проверки зрения, помогает выявить потенциально серьезные проблемы со зрением у ребенка, но полное обследование зрения детским офтальмологом является золотым стандартом».

4 Как учатся дети | Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа: расширенное издание

концептуальная разработка. Короче говоря, разум маленького ребенка ожил (Брунер, 1972, 1981a, b; Кэри и Гельман, 1991; Гарднер, 1991; Гельман и Браун, 1986; Веллман и Гельман, 1992).

Существенный отход от взглядов tabula rasa на разум младенца сделал швейцарский психолог Жан Пиаже. Начиная с 1920-х годов Пиаже утверждал, что молодой человеческий разум лучше всего можно описать в терминах сложных когнитивных структур. Из внимательных наблюдений за младенцами и тщательного опроса детей он пришел к выводу, что когнитивное развитие проходит через определенные стадии, каждая из которых включает в себя радикально разные когнитивные схемы.

В то время как Пиаже наблюдал, что младенцы на самом деле ищут стимуляцию окружающей среды, которая способствует их интеллектуальному развитию, он полагал, что их первоначальные представления об объектах, пространстве, времени, причинно-следственных связях и самости строятся постепенно в течение первых двух лет.Он пришел к выводу, что мир младенцев представляет собой эгоцентрическое слияние внутреннего и внешнего миров и что развитие точного представления физической реальности зависит от постепенной координации схем взгляда, слушания и прикосновения.

После Пиаже другие исследователи изучали, как новорожденные начинают объединять зрение и звук и исследовать свои миры восприятия. Для теоретиков перцептивного обучения обучение считалось быстрым из-за первоначальной доступности паттернов исследования, которые младенцы используют для получения информации об объектах и ​​событиях их перцептивных миров (Гибсон, 1969).Когда начали появляться теории обработки информации, метафора разума как компьютера, процессора информации и средства решения проблем стала широко использоваться (Newell et al., 1958) и быстро стала применяться для изучения когнитивного развития.

Хотя эти теории существенно различались, они разделяли акцент на рассмотрении детей как активных учеников, способных ставить цели, планировать и пересматривать. Дети рассматриваются как ученики, которые собирают и систематизируют материал. Таким образом, когнитивное развитие включает в себя приобретение организованных структур знаний, включая, например, биологические концепции, раннее чувство числа и раннее понимание основ физики.Кроме того, когнитивное развитие предполагает постепенное овладение стратегиями запоминания, понимания и решения проблем.

Активная роль учащихся была также подчеркнута Выготским (1978), указавшим на другие средства поддержки обучения. Выготский глубоко интересовался ролью социальной среды, включающей инструменты и культурные объекты, а также людей как агентов в развитии мышления. Возможно, самой сильной идеей Выготского, повлиявшей на психологию развития, была идея зоны ближайшего развития (Выготский, 1978), описанная во вставке 4.1. Это относится к диапазону компетенций (Brown and Reeve, 1987), в котором учащиеся могут ориентироваться с помощью поддерживающего контекста, включая помощь других. (О современных трактовках этой концепции см. Newman et al., 1989;

Боязнь разлуки — NHS

Младенцы и малыши часто становятся цепкими и плачут, если вы или другие их опекуны оставляете их, даже на короткое время.

Боязнь разлуки и страх перед незнакомцами часто встречаются у маленьких детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, но это нормальная часть развития вашего ребенка, и они обычно вырастают из нее.

Почему возникает тревога разлуки

Если ваш ребенок был спокоен, когда вы выходили из комнаты, и он был счастлив, когда его держали незнакомые люди, это может показаться бессмысленным, когда он начинает плакать всякий раз, когда вы ‘ тебя там нет или незнакомцы рядом.

Но тревога разлуки — это признак того, что ваш ребенок теперь понимает, насколько он зависит от людей, которые о нем заботятся. Это могут быть их бабушки и дедушки или специалисты, тесно связанные с их уходом, а также их родители.

По мере того, как ваш ребенок больше осознает свое окружение, крепкие отношения вашего ребенка с этой небольшой группой означают, что он не чувствует себя в такой безопасности без вас. Их растущее понимание мира вокруг них также может заставить их чувствовать себя небезопасно или расстраиваться в новых ситуациях или с новыми людьми, даже если вы там.

Как справиться с тревогой разлуки

Тревога разлуки может затруднить оставление ребенка в яслях или на попечение кого-то другого. Вы можете расстраиваться из-за их слез и беспокоиться о том, как они повлияют на вашего ребенка, каждый раз, когда вам нужно их оставить.

Помните, что ваш ребенок может чувствовать тревогу без вас вполне естественно, поэтому нет причин испытывать чувство вины, когда вам нужно продолжить другие части вашей жизни. На самом деле тревога разлуки обычно является признаком того, насколько хорошо вы с ними связаны.

Вместо этого вы можете сосредоточиться на том, чтобы помочь ребенку понять свои чувства и справиться с ними, чтобы он чувствовал себя в большей безопасности. Они узнают, что если вы их оставите, с ними все будет в порядке, и вы вернетесь. Если ваш ребенок достаточно взрослый, вы можете поговорить с ним о том, что происходит, куда вы идете и когда снова будете с ним.

Оставив ребенка на попечение другого воспитателя, вы не повредите ему. На самом деле вы помогаете им научиться справляться без вас, и это важный шаг на пути к их растущей независимости. Не будьте слишком строги к себе — тревога разлуки — обычное дело, и это нормально.

Советы при тревоге разлуки

У доктора Ангарада Рудкина, клинического психолога, есть эти советы, которые помогут вам.

Практикуйте короткие разлуки с ребенком, чтобы начать с

Вы можете начать с того, что оставьте их на попечение кого-то еще на несколько минут, пока вы прогуливаетесь в местный магазин.Оставьте ребенка с кем-нибудь, кого он хорошо знает, чтобы он по-прежнему чувствовал себя комфортно и безопасно в ваше отсутствие. Постепенно увеличивайте интервалы разделения, а затем оставляйте их в менее привычных условиях.

Поговорите о том, что вы будете делать вместе позже

Поговорите со своим малышом о том, что вы собираетесь делать, когда снова увидите его, чтобы у него было, чего ждать вместе с вами. Например, вы можете сказать: «Когда мама вернется, чтобы забрать вас, мы вместе пойдем в магазин за едой на ужин.»

Оставьте ребенку что-нибудь утешительное

Вашему ребенку может быть удобно, если рядом будет что-то, что он идентифицирует с вами — например, шарф с вашим ароматом или любимая игрушка. Это может успокоить его, пока вас нет.

Сделайте прощание в позитивное время

Когда вы оставляете ребенка, каким бы грустным или беспокойным вы ни были, улыбайтесь и машите ему на прощание уверенно и радостно, иначе они поднимут ваше напряжение. Прощаясь со счастливыми встречами, вы преподаете им важный жизненный урок.

Когда обращаться за помощью при тревоге разлуки

«Для младенцев и малышей совершенно естественно плакать, когда они расстаются со своим основным опекуном», — говорит д-р Рудкин. «Но по мере взросления младенцы лучше понимают, что люди и вещи существуют, даже когда они не видят их».

Пока этого не произойдет, важно, чтобы беспокойство вашего ребенка не мешало ему получать максимальную отдачу от новых впечатлений, таких как общение и обучение в яслях. И это не должно мешать вам работать.

«Если тревога вашего ребенка, связанная с разлукой, доставляет ему много страданий, он долго расстраивается после того, как вы его оставили, или это продолжается более нескольких недель, поговорите со своим патронажным врачом», — говорит Доктор Рудкин.

Видео: мой ребенок хочет быть со мной все время — что мне делать? (От 6 до 18 месяцев)

В этом видео объясняется, что вы можете сделать, если ваш ребенок хочет быть с вами все время.

Последний раз просмотр СМИ: 2 марта 2021 г.
Срок сдачи обзора СМИ: 2 марта 2024 г.

Мелкая моторика: от рождения до 2 лет

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика, обычно рассматриваемая как движение и использование рук и верхних конечностей, включает в себя дотягивание, хватание и манипулирование объектами руками.Мелкая моторика также включает зрение, особенно зрительную моторику, которую часто называют зрительно-моторной координацией. Зрительно-моторные навыки необходимы для координации рук, ног и остального тела.

Разница между крупной и мелкой моторикой связана с задействованными мышцами. К крупной моторике относятся большие мышцы, а мелкая моторика — к более мелким мышцам. Младенцам и малышам требуется много времени для игр и практики, чтобы развивать эти маленькие мышцы, необходимые для управления мелкой моторикой.Узнайте больше обо всех этапах развития по возрасту.

Основные этапы развития: занятия для младенцев и детей ясельного возраста, направленные на развитие мелкой моторики

Это список мелкой моторики, которую дети должны продемонстрировать в возрасте от 0 до 2 лет.

0-3 месяца

  • Приносит руки ко рту
  • Перемещает руки
  • Может размахивать руками у игрушек
  • Руки начинают открываться более

3-6 месяцев

  • Удерживает небольшие предметы в руке (без большого пальца руки)
  • Держит руки вместе
  • Тяги для игрушек обеими руками
  • Толкается на руках, когда лежит на животе
  • Коротко держит игрушку как погремушку
  • Следит за объектами глазами во всех направлениях

6-9 месяцев

  • Трясет и хлопает погремушки
  • Подносит игрушку ко рту
  • Использует захват
  • Передает предметы из одной руки в другую
  • Держит руки открытыми и расслабленными большую часть времени
  • Появляется возможность брать небольшие продукты, такие как Cheerios

9-12 месяцев

  • Возможность освободить объект добровольно
  • Отдает игрушку опекуну, когда его просят
  • Стреляет двумя игрушками вместе
  • Перелистывает страницы книги на несколько страниц за раз
  • Начинает складывать предметы в контейнер
  • Указывает на объекты
  • Стеки 2 блока

12-18 месяцев

  • Хлопает в ладоши
  • Помещает предметы и игрушки в контейнеры
  • Волны на прощание
  • Играет обеими руками
  • Может изолировать указательный палец при закрытых других пальцах
  • Наброски мелком
  • Начало использования ложки и чашки

18-24 месяца

  • Можно построить блочную башню из 3-4 блоков
  • Накладывает кольца на укладчик колец
  • Перелистывает страницы книги по одной
  • Начинает держать мелки кончиками пальцев и большим пальцем

от 2 до 5 лет

Дополнительные способы помочь младенцам развить мелкую моторику

Вы можете помочь своему ребенку развить МОТОРНЫЕ НАВЫКИ:

  • «Время живота»… Важным понятием в развитии моторики детей в возрасте 0–2 лет является так называемое «умение лежа».«Лежание лежа на животе; многие терапевты называют это« временем на животе ». Маленькому ребенку необходимо проводить время в игре« лежа ». Время на животик помогает развить контроль осанки и силу, чтобы обеспечить стабильность рукам и пальцам. Эта стабильность ядра помогает способствуют развитию мелкой моторики.Основные навыки мелкой моторики развиваются с помощью крупной моторики, такой как игра лежа, переворачивание, сидение и ползание.

Ребенок 3–6 месяцев учится отжиматься на локтях лежа и, в конечном итоге, может отжиматься на руках.Эти упражнения являются началом стабилизации плеч и развития свода рук, которые позже используются для силовых и координационных действий, таких как бросок мяча, или точных действий, таких как письмо карандашом.

Tummy time также позволяет использовать время на полу и ограничивает время, проведенное в таком оборудовании, как шезлонги, детские кресла или качели.

Поскольку развитие зрения и осязания важно для развития моторики, дети должны уметь видеть и чувствовать то, что находится в их руках, чтобы взаимодействовать с объектами или манипулировать ими.

Узнайте больше о том, как время на животик может помочь вашему ребенку

Помогите своему ребенку развить Зрительные навыки:

  • Подбираемся ближе … Маленькие дети любят смотреть на лица. Лицо родителей очень выразительно и контрастно, что побуждает детей сосредоточиться и использовать свои визуальные навыки. Расположите лицо на расстоянии 12 дюймов от лица ребенка. Пойте, говорите и корчите глупые рожи!
  • Выбор цвета… Когда младенцам исполняется 3-6 месяцев, они начинают получать удовольствие от предметов с увеличивающимся цветом. Трехмесячным детям часто нравятся «холодные цвета» — лимонно-желтый, голубой и салатовый. Шестимесячные дети готовятся к более ярким цветам — ярко-розовому, красному и оранжевому.
  • Представление вашего ребенка различным и обогащающим визуальным окружениям … Если у вас обычно есть детское кресло в берлоге, попробуйте другие комнаты, чтобы у вашего ребенка был другой вид. Если вы часто носите ребенка в колыбели по дому, чередуйте и носите ребенка на уровне плеч, чтобы он мог смотреть на мир с вертикальной позой головы.

Помогите своему младенцу развить СЕНСОРНЫЕ НАВЫКИ by:

  • Включите несколько органов чувств… При взаимодействии с ребенком запомните все чувства: осязание (тактильное), движение (вестибулярное), осознание тела (проприоцептивное), зрение, обоняние, слух и вкус. Коврики для игр с разной текстурой и книги на ощупь предлагают разные тактильные ощущения. Раскачивание, покачивание и легкое подпрыгивание обеспечивают разнообразные движения.Как упоминалось ранее, использование игрушек разного цвета и игра в разных условиях дает разные визуальные впечатления. Использование лосьонов с легким запахом или запах садовых трав может стимулировать обоняние. Прослушивание музыки и игра на инструментах — хорошие способы обеспечить слуховой вход. Как только ваш ребенок будет есть твердую пищу в возрасте пяти-шести месяцев, экспериментирование с различными вкусами, текстурами и цветами — отличный способ расширить его кулинарный (и сенсорный) кругозор.
  • Позиционирование … Наши чувства зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния развиваются у маленьких детей. У нас также есть «позиционное чувство»; это помогает нам определить, движется ли наше тело и где мы находимся в пространстве (сидим или лежим на животе). Именно из-за этого позиционного чувства младенцы любят, когда их раскачивают. Чтобы помочь им создать более удобную среду, чередуйте покачивание с покачиванием, попробуйте разные кресла-качалки и измените положение ребенка — закутанный в одеяло, вертикально у вас на плече или лежа на животе у вас на коленях.Гуляйте с малышом в переноске или рюкзаке для стимуляции.
  • Массаж … Для развития осязания или осязания сделайте вашему младенцу массаж рук, ног и туловища. Вы можете использовать детский лосьон или масла, если хотите. Многие YMCA и другие организации предлагают уроки детского массажа. Это занятие отлично подходит для того, чтобы провести время с вашим ребенком.

Как улучшить мелкую моторику вашего ребенка

Если ваш ребенок регулярно пропускает этапы развития, трудотерапия направлена ​​на решение проблем, связанных с когнитивными, повседневными, двигательными, сенсорными процессами, развитием социальных и визуальных / перцептивных навыков.

Эрготерапевты в CHoR могут провести всестороннее обследование силы, равновесия, координации и мелкой моторики вашего ребенка, чтобы определить препятствия на пути к безопасным движениям тела. Мы предлагаем терапевтические занятия, которые увлекательны и соответствуют возрасту ребенка, когнитивному статусу, уровню способностей и интересам. Мы стремимся помочь ребенку и его семье добиться успеха, разрабатывая стратегии, уникальные для конкретных потребностей и способностей ребенка.

Чтобы записаться на прием к детскому терапевту, позвоните по одному из этих адресов:

Информация предоставлена ​​Салли Тидман, OT / L, директором терапевтических служб, и специалистами по трудотерапии Кэти Боббит, Меган Стрэттон и Мелани Кох

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *