Сказка для детей это определение: Сказка это… (определение для детей) 🤓 [Есть ответ]

Содержание

Что такое сказка. Определение. Примеры. Виды сказок.

Просмотров 8.5к. Обновлено

Что такое сказка?! Сказка — это наверно самое удивительное, что придумано нашими предками. Нет в мире человека, который бы не читал, хоть раз в жизни, сказок. Наша жизнь начинается со сказки — это первое в жизни, что мама рассказывает ребёнку.

Сказка это

Сказка это – один из жанров фольклора, либо литературы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие достоверности и ярко выраженный вымысел.

Сказка это — народный рассказ с элементами фантастики, магии, волшебных событий, который берет свое начало из мифа.

В России начинателем собирания русских народных сказок явился русский этнограф Александр Николаевич Афанасьев. Подготовленный им сборник «Русские детские сказки» вышел в Москве в 1870 году. Большой вклад в собирание и организацию этого вида фольклора внесли такие личности как Авдеева, Даль. В истории собирания сказок заметный след оставил и этнограф-собиратель Шейн. Он выделил детский фольклор как особую область науки. Вклад в популяризацию и коллекционирование сказок внёс также украинский поэт Малкович.

Как появились сказки

Сказки имеет древнюю историю. Они появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их зарождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их первых авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых ситуаций, с честью выходить из испытаний, побеждать страх. Любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились, как кладези полезных и поучительных знаний.

«Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово «баснь». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.»

Это то, что пишут учёные и исследователи. Мы же с вами пойдём другим путём — заглянем в древние источники.

  1. Для того, чтобы информация доходила до народа, Славяно-Арийские Жрецы все древние, Ведические знания, отдавали в народ в виде СКАЗов, где вся информация была построена для образного восприятия. Затем люди пересказывали эти сказы дальше, добавляли что-то своё — и они принимали уже форму сказок.
  2. Помните — во многих наших сказках — «Скоро сказ сказывается, да не скоро дело делается..» Получается — понятие сказка было у наших предков изначально. А не, как пишут учёные, — «не ранее XVII века».
  3. Обратимся к нашей древнеславянской буквице и найдём значения всех букв слова «сказ»:

С — слово — мысль произнесения, поток
К — како — объём, система, объединение человека с Вселенной
А — азь — человек, начало, исток
З — земля — форма жизни, всеобъемлющий свет знаний. Представляет собой понятие, за которым скрывается общность народа.

Вывод: СКАЗ — это произнесённая человеком мысль, несущая поток знаний. То есть изначально в сказы было вставлено знание. Простые люди передавали его дальше — и со временем оно превратилось в сказки. Если внимательно читать, в них можно найти сакральные знания. Так наши предки пытались передать информацию своим потомкам. Ведь сейчас уже все знают, что наша история — славянская — уничтожалась и знания все истреблялись. Кому и зачем это было нужно — разберём в следующих статьях.

Какие бывают сказки

Сегодня сказки условно делят на те, которые созданы самим народом – сказания, басни, присказки и те, которые написаны профессиональными сказочниками.

  1. Фольклёрные (народные) — сказки народного творчества: устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающая в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.
  2.  Литературные (художественные) — вымысел, произведение, тесно связанное с народной сказкой. Но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (написана в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
  3. Специальные сказки — это группа познавательных, обучающих и лечебных сказок. Они создаются не писателями, а психологами, педагогами, психотерапевтами. Они тоже авторские.

Отдельным вниманием стоит выделить сюжет сказок — у каждого народа он свой. Имеют собственные уникальные черты и наши славянские  — в них особым образом связаны между собой особое единение человека и природы, окружающего мира. Давно ушедшие сказочники оставили массу дивных историй, где герои награждены за свою смелость и доброту. Злодей наказан по заслуге за собственную мстительность и жадность, свою черную натуру. В сказках герой всегда противостоит злу, даже если темные силы превосходят его по своей численности и силе.

Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. Архаические сказки выявляют четкую сюжетную связь с языческими мифами, ритуалами, племенными обычаями.

В рамках нашего сайта мы уделим особое внимание именно фольклёрным сказкам. Так как они и являются истинным наследием наших предков — древних славян.

Виды сказок

На сегодняшний день эту категорию сказок делят на несколько видов.

  1. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах
  2. Волшебные сказки
  3. Легендарные сказки
  4. Новеллистические (бытовые) сказки
  5. Небылицы
  6. Кумулятивные сказки
  7. Докучные сказки
  8. Анекдотическая сказка
  9. Мифологическая сказка

Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах

Это совокупность сказок, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, растения, предметы и явления природы.

В них человек либо играет второстепенную роль — старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза». Либо занимает положение равноценное животному — мужик из сказки «Старая хлеб соль забывается».

Мотивы, характерные для тотемных мифов, тоже широко отображены в таких сказках. Очевидно мифологическое происхождение сюжета о чудесном браке героя с «тотемным» существом — «Сказка о царевне-лягушке», «Финист – ясный сокол». Чудесное существо помогает герою — приносит удачу и богатство, но покидает его, когда он нарушает «табу» (называет имя, ссорится, сжигает сброшенную шкурку и т. п.).

Эти сказки примечательны тем, что звери и птицы могут разговаривать. В сказках о животных одновременно присутствуют и правда, и неправда: повествуется о поведении животных, а воспроизводятся настоящие жизненные ситуации, человеческие действия, поступки.

Волшебная сказка

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

Мир волшебных сказок не знает бед и несчастий. В нем всегда торжествует справедливость: герои даже из безвыходных, казалось бы, ситуаций выходят победителями. А темные силы — чудовища, колдуны, злодеи и т.п. — обязательно будут наказаны. В волшебной сказке мертвого можно оживить, превратить человека в зверя, в рыбу, птицу или насекомое — «Морозко», «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане» и др.. Волшебная сказка оправдывает свое название, околдовывает человека богатством красоты, справедливости, веры и любви.

Легендарные сказки

Легендарные сказки, или сказки-легенды — это волшебные повествования с религиозными сюжетами.

Как жанр фольклора они возникли достаточно поздно – в XIX веке. Их корни исследователи обнаруживают в сказаниях и мифах различных религий – христианства, буддизма, мусульманства, иудаизма.

Многие легендарные сказки произошли от былин и подобных эпических повествований. Встречаются истории-легенды о Боге, Иисусе Христе, Богородице, дьяволе, различных святых. Но в отличие от жития святых и былин, сказки-легенды рассматриваются как интересные, но недостоверные повествования.

Новеллистические сказки

Новеллистические сказки — это сказки, которые имеют одинаковую с волшебными сказками композицию, но и качественное с волшебными сказками различие.

В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные событие (работник побеждает чёрта). В новеллистической сказке действует трикстер — человек-плут. Он из демократической среды, он борется за справедливость с власть держащими и добивается этого.

Небылицы

Небылицы — это сказки, построенные на абсурде.

Они небольшие по объёму и называются также формульными сказками, так как вставляются в текст больших сказок. Функция этих сказок является — увлечь зрителя предстоящей сказкой. Формульная сказка — это ритмизованная проза.

Кумулятивные сказки

Название происходит от латинского – «накоплять, нагромождать, увеличивать и отражает основной принцип построения: повторение одних и тех же или аналогичных действий» .

Многие кумулятивные сказки посвящены животным: «Колобок», «Коза-дереза».

Ещё кумулятивную сказку называют «цепной» — состоящей из многократных повторений одних и тех же действий или элементов. В.Я. Пропп выделял формульные («Колобок», «Терем мухи», «Репка») и эпические сказки («Петушок и бобовое зернышко»). Первые могут организовываться рифмованно, в виде песни. Вторые строятся на повторе завершенных повествовательных эпизодов.
Действие кумулятивной сказки завершается «расплетением» сюжета в обратную сторону или неожиданной развязкой. Внезапность начала и произвольность конца также считаются ее типологическими особенностями.

Докучные сказки

Докучная сказка — это лаконичная шутливая пародия на «долгую» волшебную сказку.

Термин ввел А.Н. Афанасьев. Такая сказка рассказывалась для развлечения. В ответ на бесконечные приставания детей «рассказать сказочку», если у рассказчика по тем или иным соображениям нет желания это сделать. Одновременно рассказчик не только исполнял просьбу, но и подшучивал, подтрунивал над слушателями. Сибирская фольклористка М.В. Новоженова даже называла эти произведения «сказочками-издевками»:

На заборе висит мочало — начинай сказку с начала.

Одну из первых классификаций докучных сказок дал А.И. Никифоров, опубликовавший 150 текстов. Он выделил —
1. вопросно-ответные сказки
2. бесконечные сказки
3. сказки-коротушки
4. сказки-издевки.

Тексты докучной сказки несложны. Построены на концовках или начальных формулах фантастических сказок с нагромождением фраз, слов, звукоподражаний.

Докучная сказка часто выстраивается на рифмовке и повторах одного и того же оборота. «У попа была собака», «Жили-были два гуся», «Про белого бычка». Последние строки сцеплены с первыми словами, повторяющимися снова. «Бывало да живало, кулик да журавль, они пили да ели с одного стола и спать отходили с одного крыльца, сказка не долга, баран да овца, опять с конца: бывало да живало, кулик да журавль, они пили и ели с одного стола и т. д».

Издевка часто используется в докучных сказках как своего рода связка между отдельными частями, иногда носящая оценочный характер. О.И. Капица отмечала, что «докучная сказка сохраняет популярность среди детей благодаря звуковой организации стиха, обилию рифм и повторов»

Анекдотические сказки

Анекдотическая сказка, выделяемая А. Н. Афанасьевым, отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота.

Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: «сатирические», «сатирико-комические», «бытовые», «социально-бытовые», «авантюрные».В их основе лежит универсальный смех, как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра — человек, униженный в семье или в обществе. Бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники — богатый мужик, поп, барин, судья, черт, «умные» старшие братья, злая жена. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов анекдотических сказок.

Никто не принимает сюжеты за реальность, иначе бы они вызвали только чувство возмущения. Анекдотическая сказка — это веселый фарс. Логика развития ее сюжета — логика смеха, которая противоположна обычной логике, эксцентрична

Мифологическая сказка

Это сказка отображающая сюжеты языческих мифов и обрядов.

Первичные, архаичные сказки называют архаическими или мифологическими. Носители архаического фольклора сами выделяют их из мифологического повествования. Очень часто один и тот же или сходный текст мог трактоваться одним племенем как настоящий миф. Другим — как сказочное повествование, исключённое из ритуально-сакральной системы. Можно определить архаические сказки, как нестрогие мифы, учитывая, что они включают мифологические представления.

Русские сказки, хронологически возникшие гораздо позже мифов, также являются иносказательной формой освоения острых жизненных коллизий. Это завуалированная жизненная подсказка.

В мифах деяния персонажей, героев имеют коллективное значение, определяют космогонический процесс — творение мира, добывание огня. А в сказке действия героев направлены на достижение личной социально значимой цели. К примеру: герой добывает живую воду, чтобы спасти брата, убивает змея, чтобы освободить невесту. Герои демифологизируются, тотемные персонажи приобретают бытовое значение. Сказочный герой уже не имеет магических сил, которыми естественно обладает герой мифологический. В сказках герой приобретает магические качества от волшебников, духов, в результате инициации.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования

Читая сказки мы верим в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра. Ведь они так же основаны и на призыв к мудрости, активности, к подлинной человечности.
Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом. Рассказчиков сказок до сих пор называют в народе «баян», «баюн», «баутчик» и «бахарь».

Никто не знает, где появилась первая сказка. Никто не знает, почему эти древние сказания пережили столько эпох и до сих пор радуют взрослых и детей. Сказка полна светлой веры в победу добра, сказка показывает возможность чуда. В ней уживается и фантастическое и самое реальное. Там мы начинаем верить в мир древний и живой, полный светлых видений и существ, способных помочь нам и указать верный путь…

Что значит сказка для детей. Польза сказок

Сказка играет в жизни детишек огромную роль. Это удивительный мир Волшебства. Погружаясь в этот мир, ребенок соприкасается с частичкой себя непознанного. Непосредственное восприятие в момент прочтения сказки позволяет ему заглянуть в его собственное сердце, на поверхности окажутся глубинные подсознательные моменты.

Чему учит сказка

Если обратиться к нашей истории, то можно отметить, что в старину, когда ребенок совершал проступок, его не брались сразу наказывать, а заводили с ним разговор, наставляя на стезю правую. После это ребенок мог обдумать свое поведение, сделать соответствующие выводы и уже не повторять ошибок.

Такое же значение имеет и сказка для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.

Сказка полезна и интересна ребенку. Она предоставляет ребенку возможность представить себя на месте всех героев сказки. От главного персонажа до самого незначительного второстепенного и даже на месте отрицательного героя. Важно, что ребенок может идентифицировать и отождествить себя с героем и, прожив на страницах сказки все его поступки, оценить их результаты и последствия.

Главный герой сказки на своем примере учит малыша активно действовать в любой жизненной ситуации, не опускать руки, не уходить в сторонку. Ему приписываются самые лучшие качества человека: храбрость, смелость, находчивость. И качество, которое теряется в последнее время, — доброта.

В сказках, есть четкое разделение героев на положительные и отрицательные, что дает возможность ребенку понять что такое плохо, что такое хорошо и сформировать правильную систему ценностей.

Сказки пронизаны волшебством, окутаны таинственностью. Написаны поэтическим, образным и метафоричным языком. Они дают ребенку новые ощущения и впечатления.

Хорошая добрая сказка всегда заканчивается хорошо, что бы не происходило на протяжении всего повествования. Добро побеждает зло. Отрицательные герои изменяются, что-то осознают, получают то, что заслужили или исчезают из мира данной сказки. Положительные герои тоже меняются, приобретая новые качества, и продолжают жить в мире сказки уже в каком-то другом обличие. Все это формирует оптимистическое отношение к жизни и чувство справедливости.

Все события в сказке стройно и логично вытекают один из другого и ребёнок легко улавливает причину и следствие каждого происходящего события.

Любая сказка в своей основе имеет сразу несколько пластов и поэтому, прочитанная в разном возрасте, будет восприниматься по-разному и решать разные задачи.

Рекомендации по прочтению сказок

Умение читать сказки — это тоже искусство. Чтобы был эффект от прочтения сказки родителями полезно учесть несколько моментов.

  • Сказку можно читать, а можно рассказывать. Но важно это делать с выражением, выделяя кульминационные моменты интонацией или делая многозначительную паузу. Это даст вам возможность вместе отправиться в захватывающее, полное приключений путешествие, усилит вашу взаимосвязь и, кроме того, даст вам возможность наблюдать за реакциями ребенка на протяжении всего повествования.
  • Читать нужно негромко, медленно и четко произносить слова. От этого зависит как сформируется речь вашего ребенка, словарный запас и правильное построение предложений.
  • Постарайтесь не вносить какие-либо изменения в повествование народных сказок с учетом нашей реальности, если вы пересказываете сказку. Такие дополнения и трансформации могут запутать ребёнка и внести затруднения в восприятие сказочного мира. Но это ни в коем разе не отменяет придумывание вами сказок для своего малыша.
  • Читать лучше оригинальные произведения. Укороченные и упрощенные варианты очень часто искажают не только смысл сказки, но и нарушают целостность образов героев.
  • Не раздражайтесь, когда ребенок начинает задавать вопросы. Терпеливо объясняйте то, что его волнует или то что ребенок не может понять.
  • Не читайте за один раз больше одной сказки. Ведь ребенку нужно пропустить ее через себя, чтобы понять смысл произведения.
  • Предоставляйте выбор сказки самому ребенку. Если он часто хочет слушать одну и ту же сказку, значит она необходима для его сознания в данный момент, а в подсознании происходит какая-то важная работа.
  • Удержитесь от объяснения ребёнку смысла прочитанной или рассказанной сказки. Лучше чтобы он сам все осознал. Но вы можете задавать наводящие вопросы, приводить сравнения или примеры.

Взрослые часто забывают о том, что были маленькими детьми и как с нетерпением ждали повествования очередной сказки. Поэтому не жалейте своего времени и чаще отправляйтесь с вашим ребенком в это увлекательное путешествие. Там вас ждет мир радости, любви, спокойствия, смелости и много такого, чего порой недостает в нашей жизни. И возможно вы вместе сможете пригласить это в свою реальность.

СКАЗКА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР | Поурочные планы по литературному чтению 3 класс

СКАЗКА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР


Сказочная
повесть

Былина

Легенда

Большой объем.
Делится на главы. Много героев.

Рассказано о
многих
событиях в жизни героев. События происходят в те-чение долгого времени

Стихотворная
форма.
Гипербола. Песенный
характер

Объяснение
происхождения или существования
какого-нибудь предмета или явления